Нормативные правовые акты
и международные документы,
касающиеся прав детей в Республике Беларусь
Нормативные правовые акты и международные документы, касающиеся прав детей в Республике Беларусь
ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
30 июня 2014 г. № 90
Об утверждении положений о специальном учебно-воспитательном учреждении, специальном лечебно-воспитательном учреждении
Изменения и дополнения:
Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 12 сентября 2016 г. № 86 (зарегистрировано в Национальном реестре - № 8/31299 от 04.10.2016 г.) <W21631299>;
Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 9 июня 2017 г. № 59 (зарегистрировано в Национальном реестре - № 8/32166 от 26.06.2017 г.) <W21732166>;
Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 5 декабря 2017 г. № 158 (зарегистрировано в Национальном реестре - № 8/32661 от 27.12.2017 г.) <W21732661>
На основании абзаца второго подпункта 1.1 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 июля 2011 г. № 969 «О делегировании полномочий Правительства Республики Беларусь на принятие (издание) нормативных правовых актов в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании» Министерство образования Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые:
Положение о специальном учебно-воспитательном учреждении;
Положение о специальном лечебно-воспитательном учреждении.
11. Установить:
перечень предметов и веществ, запрещенных к хранению и использованию воспитанниками, находящимися в специальных учебно-воспитательных учреждениях (специальных лечебно-воспитательных учреждениях), согласно приложению 1;
форму протокола личного досмотра воспитанника, находящегося в специальном учебно-воспитательном учреждении (специальном лечебно-воспитательном учреждении), и досмотра его вещей согласно приложению 2;
форму акта изъятия запрещенных к использованию в специальном учебно-воспитательном учреждении (специальном лечебно-воспитательном учреждении) вещей и предметов, поступивших в бандероли, мелком пакете, посылке, согласно приложению 3;
форму акта изъятия запрещенных к использованию в специальном учебно-воспитательном учреждении (специальном лечебно-воспитательном учреждении) вещей и предметов, обнаруженных при осмотре территории, жилых и других помещений специального учебно-воспитательного учреждения (специального лечебно-воспитательного учреждения) и находящегося в них имущества, согласно приложению 4.
2. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.
Министр | С.А.Маскевич |
СОГЛАСОВАНО Министр здравоохранения В.И.Жарко 16.06.2014 | СОГЛАСОВАНО Министр внутренних дел И.А.Шуневич 17.06.2014 |
|
|
СОГЛАСОВАНО Министр труда М.А.Щеткина 16.06.2014 | СОГЛАСОВАНО Первый заместитель В.В.Амарин 16.06.2014 |
|
|
СОГЛАСОВАНО Председатель К.А.Сумар 16.06.2014 | СОГЛАСОВАНО Председатель А.Н.Косинец 12.06.2014 |
|
|
СОГЛАСОВАНО Председатель В.В.Кравцов 17.06.2014 | СОГЛАСОВАНО Председатель Н.А.Ладутько 16.06.2014 |
|
|
СОГЛАСОВАНО Председатель В.А.Дворник 19.06.2014 | СОГЛАСОВАНО С.Б.Шапиро 18.06.2014 |
|
|
СОГЛАСОВАНО Председатель П.М.Рудник 16.06.2014 |
|
| к постановлению |
ПЕРЕЧЕНЬ
предметов и веществ, запрещенных к хранению и использованию воспитанниками, находящимися в специальных учебно-воспитательных учреждениях (специальных лечебно-воспитательных учреждениях)
1. Продукты питания, требующие термической обработки (пакетированные супы, каши, крупы, мясо, рыба и другое), продукты, подлежащие хранению при низких температурах (не более +6 °C), и пищевые продукты с ограниченным сроком реализации (менее 7 часов), продукты, упакованные в железную либо стеклянную тару, а также все продукты с истекшим сроком годности либо с датой изготовления, которую невозможно определить, продукты домашнего приготовления.
2. Алкогольные, слабоалкогольные напитки или пиво, дрожжи, табачные изделия, электронные сигареты.
3. Огнестрельное оружие любого вида, газовое оружие, боеприпасы любого вида или взрывчатые вещества (либо их имитаторы или муляжи).
4. Легковоспламеняющиеся вещества.
5. Аэрозольные баллончики с веществами раздражающего действия.
6. Холодное оружие, колющие, рубящие, режущие предметы (либо их имитаторы или муляжи).
7. Химические и ядовитые вещества.
8. Наркотические средства, психотропные вещества, их прекурсоры и аналоги, токсические или другие одурманивающие вещества.
9. Звукозаписывающие устройства.
10. Фото- и видеозаписывающие устройства.
11. Средства мобильной и иной связи.
12. Любые носители информации (накопители на жестких магнитных дисках, накопители на гибких магнитных дисках, USB-флеш-накопители, компакт-диски и тому подобное).
13. Электронная аппаратура скрытого ношения.
14. Персональные компьютеры, в том числе портативные, электронные планшеты, электронные записные книжки.
15. Копировальная и множительная техника.
16. Сканеры.
17. Устройства, используемые для передачи и приема данных по проводным и беспроводным каналам связи.
18. Любые инструменты, способные причинить вред (молотки, монтировки и тому подобное).
19. Крупногабаритные предметы или вещи.
| к постановлению |
Форма
ПРОТОКОЛ
личного досмотра воспитанника, находящегося в специальном учебно-воспитательном учреждении (специальном лечебно-воспитательном учреждении), и досмотра его вещей
____________________________________________________________________________
(наименование специального учебно-воспитательного учреждения
(специального лечебно-воспитательного учреждения)
____________________________________________________________________________
(должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол)
___ ______________ 20__ г. в ___ ч ___ мин произвел(а) личный досмотр _____________
(фамилия,
___________________________________________________________________________,
собственное имя, отчество (если таковое имеется) воспитанника)
а также досмотр его вещей.
РЕЗУЛЬТАТЫ
При личном досмотре воспитанника и досмотре его вещей обнаружено и изъято:
____________________________________________________________________________
(указать перечень вещей и предметов с описанием их индивидуальных
____________________________________________________________________________
признаков, а при необходимости – мест и других обстоятельств их обнаружения)
Лица, проводившие личный досмотр воспитанника,
досмотр его вещей и составившие протокол:
__________________________________ |
| __________________________________ |
(подпись, фамилия, инициалы) |
| (подпись, фамилия, инициалы) |
Обратная сторона
Изъято при личном досмотре воспитанника и досмотре его вещей: ___________________
(перечень
____________________________________________________________________________
и индивидуальные признаки изъятого)
Передано на хранение из изъятого ___ ______________ 20__ г. в __ ч __ мин: __________
(перечень
____________________________________________________________________________
и индивидуальные признаки переданного на хранение)
Принял на хранение __________________________________________________________
(подпись, должность, фамилия, инициалы лица, принявшего на хранение изъятые вещи)
___ __________ 20__ г. передано законному представителю воспитанника (воспитаннику)
____________________________________________________________________________
(фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется)
____________________________________________________________________________
законного представителя (воспитанника), документ, удостоверяющий личность,
____________________________________________________________________________
серия (при наличии), номер, дата выдачи, наименование государственного органа, выдавшего
____________________________________________________________________________
документ, удостоверяющий личность, место жительства (место пребывания)
Заявления и замечания, сделанные при передаче: __________________________________
(вносится собственноручно
____________________________________________________________________________
законным представителем воспитанника (воспитанником)
Копию протокола получил _____________________________________________________
(подпись, фамилия, инициалы законного представителя воспитанника (воспитанника)
___ ______________ 20__ г.
| к постановлению |
Форма
АКТ ИЗЪЯТИЯ
запрещенных к использованию в специальном учебно-воспитательном учреждении (специальном лечебно-воспитательном учреждении) вещей и предметов, поступивших в бандероли, мелком пакете, посылке
____________________________________________________________________________
(наименование специального учебно-воспитательного учреждения
(специального лечебно-воспитательного учреждения)
____________________________________________________________________________
(должность, фамилия и инициалы лица, составившего акт)
___ ______________ 20__ г. в ___ ч ___ мин произвел досмотр _______________________
(указать: бандероль,
___________________________________________________________, адресованной(ого)
мелкий пакет, посылка)
воспитаннику _______________________________________________________________
(фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется)
РЕЗУЛЬТАТЫ
При досмотре обнаружено и изъято: _____________________________________________
(указать перечень вещей
____________________________________________________________________________
и предметов, их количество, индивидуальные признаки)
Лица, проводившие досмотр
и составившие акт:
__________________________________ |
| __________________________________ |
(подпись, фамилия, инициалы) |
| (подпись, фамилия, инициалы) |
Обратная сторона
Изъято при досмотре бандероли, мелкого пакета, посылки __________________________
(перечень
____________________________________________________________________________
и индивидуальные признаки изъятого)
Передано на хранение из изъятого ___ ______________ 20__ г. в ____ ч ___ мин: ________
(перечень
____________________________________________________________________________
и индивидуальные признаки переданного на хранение)
Принял на хранение ___________________________________________________________
(подпись, должность, фамилия, инициалы лица,
____________________________________________________________________________
принявшего на хранение изъятые вещи)
___ __________ 20__ г. передано законному представителю воспитанника (воспитаннику)
____________________________________________________________________________
(фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) законного представителя
____________________________________________________________________________
воспитанника (воспитанника), документ, удостоверяющий личность, серия (при наличии),
____________________________________________________________________________
номер, дата выдачи, наименование государственного органа, выдавшего документ,
____________________________________________________________________________
удостоверяющий личность, место жительства (место пребывания)
Заявления и замечания, сделанные при передаче: _________________________________
(вносится собственноручно
____________________________________________________________________________
законным представителем воспитанника (воспитанником)
Копию акта получил __________________________________________________________
(подпись, фамилия, инициалы законного представителя воспитанника (воспитанника)
___ ______________ 20__ г.
| к постановлению |
Форма
АКТ ИЗЪЯТИЯ
запрещенных к использованию в специальном учебно-воспитательном учреждении (специальном лечебно-воспитательном учреждении) вещей и предметов, обнаруженных при осмотре территории, жилых и других помещений специального учебно-воспитательного учреждения (специального лечебно-воспитательного учреждения) и находящегося в них имущества
____________________________________________________________________________
(наименование специального учебно-воспитательного учреждения
(специального лечебно-воспитательного учреждения)
____________________________________________________________________________
(должность, фамилия и инициалы работника службы режима, составившего акт)
___ ______________ 20__ г. в ___ ч ___ мин произвел осмотр территории, жилых и других помещений специального учебно-воспитательного учреждения (специального лечебно-воспитательного учреждения) и находящегося в них имущества _____________________
(указывается причина
____________________________________________________________________________
осуществления осмотра, осмотренные участки территории, жилые и другие помещения,
____________________________________________________________________________
находящееся в них имущество)
РЕЗУЛЬТАТЫ
При осмотре ________________________________________________________________
(указать осмотренные участки территории, жилые и другие помещения,
____________________________________________________________________________
находящееся в них имущество)
обнаружено и изъято: _________________________________________________________
(указать перечень вещей и предметов,
____________________________________________________________________________
их количество, индивидуальные признаки)
Лица, проводившие осмотр
и составившие акт:
__________________________________ |
| __________________________________ |
(подпись, фамилия, инициалы) |
| (подпись, фамилия, инициалы) |
Обратная сторона
Изъятые при осмотре _________________________________________________________
(перечень и индивидуальные признаки вещей и предметов)
___ ______________ 20__ г. в _____ ч _____ мин переданы на хранение на период проведения служебного расследования по факту нахождения на территории запрещенных к использованию в специальном учебно-воспитательном учреждении (специальном лечебно-воспитательном учреждении) вещей и предметов __________________________
(подпись, должность,
____________________________________________________________________________
фамилия, инициалы лица, принявшего на хранение изъятые вещи и предметы)
После завершения служебного расследования ___ ____________ 20__ г. в ____ ч ___ мин изъятые при осмотре _________________________________________________________
(перечень и индивидуальные признаки изъятых вещей и предметов)
уничтожены.
___ ______________ 20__ г. в ___ ч ___ мин изъятые при осмотре ____________________
(перечень
_____________________________________________________________________________
и индивидуальные признаки изъятых вещей и предметов)
переданы законному представителю воспитанника (воспитаннику) ___________________
(фамилия,
____________________________________________________________________________
собственное имя, отчество (если таковое имеется)
____________________________________________________________________________
законного представителя воспитанника (воспитанника), документ, удостоверяющий личность,
____________________________________________________________________________
серия (при наличии), номер, дата выдачи, наименование государственного органа,
____________________________________________________________________________
выдавшего документ, удостоверяющий личность, место жительства (место пребывания)
Заявления и замечания, сделанные при передаче: __________________________________
(вносится собственноручно
____________________________________________________________________________
законным представителем воспитанника (воспитанником)
Копию акта получил __________________________________________________________
(подпись, фамилия, инициалы законного представителя воспитанника (воспитанника)
___ ______________ 20__ г.
| Постановление |
ПОЛОЖЕНИЕ
о специальном учебно-воспитательном учреждении
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящее Положение определяет порядок деятельности специального учебно-воспитательного учреждения.
2. Специальное учебно-воспитательное учреждение – учреждение образования, которое реализует программу воспитания детей, нуждающихся в особых условиях воспитания, образовательные программы общего среднего образования, образовательную программу профессионально-технического образования, обеспечивающую получение квалификации рабочего (служащего), образовательную программу профессионально-технического образования, обеспечивающую получение квалификации рабочего (служащего) и общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих), программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, создается с соблюдением принципа раздельного содержания, обучения и воспитания лиц разного пола и оказывает медицинскую помощь воспитанникам, в том числе с особенностями психофизического развития, а также страдающим заболеваниями, перечень которых утверждается Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
3. Специальные учебно-воспитательные учреждения могут быть следующих видов:
специальные школы закрытого типа;
специальные профессионально-технические училища закрытого типа.
4. Специальное учебно-воспитательное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь об образовании, Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 64, 2/949), Положением об учреждении общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20 декабря 2011 г. № 283 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 42, 8/25102), Положением об учреждении профессионально-технического образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 5 августа 2011 г. № 216 «О некоторых вопросах профессионально-технического образования» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 109, 8/24193), иными актами законодательства Республики Беларусь, настоящим Положением и уставом специального учебно-воспитательного учреждения.
5. Устав специального учебно-воспитательного учреждения утверждается его учредителем в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
6. Специальное учебно-воспитательное учреждение имеет право осуществлять международное сотрудничество в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
7. Специальное учебно-воспитательное учреждение создается и реорганизуется по решению Министерства образования Республики Беларусь, а ликвидируется по решению Министерства образования Республики Беларусь, суда.
8. Специальное учебно-воспитательное учреждение обеспечивает охрану здоровья воспитанников в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Медицинская помощь воспитанникам специального учебно-воспитательного учреждения оказывается в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
9. Численность воспитанников в специальном учебно-воспитательном учреждении устанавливается с учетом требований санитарных норм, правил и гигиенических нормативов.
ГЛАВА 2
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
10. Целями деятельности специального учебно-воспитательного учреждения являются:
предупреждение правонарушений или иных антиобщественных действий, совершаемых несовершеннолетними;
обеспечение права воспитанников на получение образования в соответствии с реализуемыми образовательными программами;
социальная реабилитация воспитанников, нуждающихся в особых условиях воспитания;
защита прав и законных интересов воспитанников.
11. Основными задачами специального учебно-воспитательного учреждения являются:
оказание социально-педагогической поддержки и психологической помощи воспитанникам;
реализация программы воспитания детей, нуждающихся в особых условиях воспитания;
обеспечение условий для получения общего среднего образования и получения квалификации рабочего (служащего);
формирование у воспитанников гражданской культуры, трудолюбия, ответственности, самостоятельности, творческой активности, стремления к самосовершенствованию;
удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, нравственно-эстетическом развитии;
обеспечение социальной защиты воспитанников.
ГЛАВА 3
УСЛОВИЯ ПОМЕЩЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СПЕЦИАЛЬНОЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ И УСЛОВИЯ ПРЕБЫВАНИЯ В НЕМ
12. Направление несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение осуществляется судом на условиях и в порядке, установленных Законом Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
13. В специальную школу закрытого типа в соответствии с пунктом 14 статьи 284 Кодекса Республики Беларусь об образовании помещаются несовершеннолетние в возрасте от одиннадцати до пятнадцати лет.
В специальное профессионально-техническое училище закрытого типа в соответствии с пунктом 15 статьи 284 Кодекса Республики Беларусь об образовании помещаются несовершеннолетние в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет. Для воспитанников в возрасте от одиннадцати до пятнадцати лет в специальном профессионально-техническом училище закрытого типа создаются отделения.
14. При приеме несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение представляются следующие документы:
вступивший в законную силу приговор суда с применением принудительных мер воспитательного характера в виде помещения несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение либо вступившее в законную силу решение суда о помещении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение;
документ, удостоверяющий личность, или свидетельство о рождении – для несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста и не имеющих документов, удостоверяющих личность;
заключение государственной организации здравоохранения о состоянии здоровья несовершеннолетнего и возможности его помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение;
медицинская справка о состоянии здоровья с информацией об отсутствии контакта с инфекционными больными;
копия заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации для лиц с особенностями психофизического развития;
письменное согласие в соответствии с законодательством Республики Беларусь одного из родителей, усыновителей, опекунов, попечителей (далее – законные представители несовершеннолетнего) на проведение профилактических прививок;
документ об образовании и (или) документ об обучении;
характеристика с места учебы (работы) несовершеннолетнего;
4 фотографии 3 х 4 см;
справка о месте жительства и составе семьи;
акт обследования семейно-бытовых условий жизни несовершеннолетнего;
справки органов внутренних дел, содержащие сведения о правонарушениях, ранее совершенных несовершеннолетними, и принятых в связи с этим мерах воздействия;
путевка Министерства образования Республики Беларусь для направления несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение.
Для приема в специальное учебно-воспитательное учреждение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства по месту жительства несовершеннолетнего дополнительно представляются следующие документы:
копии документов, подтверждающих приобретение статуса детей-сирот и статуса детей, оставшихся без попечения родителей, либо предоставление статуса детей, оставшихся без попечения родителей, на период временного отсутствия попечения родителей (родителя), в соответствии с пунктом 2 статьи 4 и пунктом 2 статьи 5 Закона Республики Беларусь от 21 декабря 2005 года «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 2, 2/1170);
информация о наличии и местонахождении братьев и сестер;
опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность;
копия решения районного (городского) исполнительного комитета, администрации района о закреплении за несовершеннолетним жилого помещения;
иные документы, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.
При передаче на воспитание в специальное учебно-воспитательное учреждение ребенка-инвалида или ребенка, родители которого умерли (признаны в судебном порядке умершими, безвестно отсутствующими), одновременно передается пенсионное удостоверение. Если пенсия по инвалидности либо по случаю потери кормильца не была назначена, то передаются имеющиеся документы, подтверждающие право на пенсию (документы о стаже работы и размере заработной платы родителей, заключение медико-реабилитационной экспертной комиссии об установлении ребенку инвалидности и другие).
15. Специальное учебно-воспитательное учреждение в пятидневный срок со дня поступления несовершеннолетнего извещает о его прибытии:
орган внутренних дел, комиссию по делам несовершеннолетних местного исполнительного и распорядительного органа по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетнего;
суд, вынесший приговор с применением принудительных мер воспитательного характера в виде помещения несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение либо решение о помещении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение;
законных представителей воспитанника с указанием адреса специального учебно-воспитательного учреждения, разъяснением правил получения и отправления воспитанниками телеграмм, почтовых карточек, писем, бандеролей, мелких пакетов, посылок, почтовых денежных переводов, получения передач, проведения свиданий;
учреждение образования, в котором обучался несовершеннолетний;
орган по труду, занятости и социальной защите по месту получения пенсии (при необходимости).
16. Специальное учебно-воспитательное учреждение не позднее чем за один месяц до выпуска воспитанника направляет в комиссию по делам несовершеннолетних и в орган внутренних дел по месту жительства (месту пребывания) воспитанника извещение о прекращении пребывания воспитанника в этом учреждении, а также характеристику такого воспитанника и свои рекомендации о необходимости проведения с ним индивидуальной профилактической работы и оказания ему содействия в трудовом и бытовом устройстве.
При выпуске детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, извещение о прекращении пребывания воспитанника в этом учреждении направляется также в адрес органа опеки и попечительства по месту приобретения либо предоставления статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
17. Воспитанники специального учебно-воспитательного учреждения, прекратившие пребывание в нем (далее – выпускники), достигшие на дату выпуска совершеннолетия, направляются к месту постоянного проживания самостоятельно.
Выпускники, не достигшие на дату выпуска совершеннолетия, направляются к месту постоянного проживания в сопровождении законных представителей.
Выпускники из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигшие на дату выпуска совершеннолетия, направляются к месту дальнейшего проживания в сопровождении представителей соответствующих органов опеки и попечительства либо представителей учреждения образования, в котором несовершеннолетний будет обучаться в дальнейшем.
18. В специальном учебно-воспитательном учреждении ведется поименная книга, в которой указываются:
регистрационный номер воспитанника по поименной книге;
фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), число, месяц, год рождения воспитанника;
домашний адрес (место жительства до поступления в специальное учебно-воспитательное учреждение);
дата зачисления в специальное учебно-воспитательное учреждение;
срок, установленный судом для нахождения в специальном учебно-воспитательном учреждении;
дата и номер приказа специального учебно-воспитательного учреждения о выпуске (прекращении пребывания) воспитанника;
наименование специальности, квалификации (профессии рабочего, должности служащего);
вид, серия, номер, дата выдачи документа об образовании, документа об обучении;
наименование и адрес учреждения образования, адрес законных представителей, куда убыл воспитанник;
иные сведения.
ГЛАВА 4
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СПЕЦИАЛЬНОМ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
19. Образовательный процесс в специальных учебно-воспитательных учреждениях организуется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к организации образовательного процесса при реализации соответствующих образовательных программ, и с учетом особенностей, предусмотренных Кодексом Республики Беларусь об образовании, настоящим Положением, и направлен на исправление и социальную реабилитацию воспитанников.
20. Образовательный процесс в специальных учебно-воспитательных учреждениях организуется с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, специальных условий воспитания и включает в себя производительный труд.
21. Специальные учебно-воспитательные учреждения, которые реализуют программу воспитания детей, нуждающихся в особых условиях воспитания, программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, в зависимости от их вида реализуют следующие образовательные программы:
21.1. в специальной школе закрытого типа в соответствии с пунктом 14 статьи 284 Кодекса Республики Беларусь об образовании:
образовательные программы общего среднего образования;
образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования;
образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью;
образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи;
21.2. в специальном профессионально-техническом училище закрытого типа в соответствии с пунктом 15 статьи 284 Кодекса Республики Беларусь об образовании:
образовательные программы общего среднего образования;
образовательную программу профессионально-технического образования, обеспечивающую получение квалификации рабочего (служащего);
образовательную программу профессионально-технического образования, обеспечивающую получение квалификации рабочего (служащего) и общего среднего образования;
образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования;
образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью;
образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи;
образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих).
22. В специальном учебно-воспитательном учреждении в необходимых случаях организовывается обучение воспитанников по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемого содержания образовательной программы.
23. Наполняемость классов (учебных групп) в специальных учебно-воспитательных учреждениях не должна превышать 14 учащихся. Классы (учебные группы) формируются с учетом уровня основного образования воспитанников, открываются и закрываются на протяжении учебного года.
24. При реализации образовательных программ общего среднего образования деление классов на группы при изучении отдельных учебных предметов осуществляется в соответствии с Положением об учреждении общего среднего образования.
25. При освоении образовательной программы профессионально-технического образования, обеспечивающей получение квалификации рабочего (служащего), образовательной программы профессионально-технического образования, обеспечивающей получение квалификации рабочего (служащего) и общего среднего образования, либо образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) деление учебной группы на подгруппы при проведении лабораторных, практических, лабораторно-практических занятий (работ), производственного обучения, учебных занятий по отдельным учебным предметам профессионального компонента осуществляется в соответствии с Положением об учреждении профессионально-технического образования.
26. Воспитательный процесс в специальных учебно-воспитательных учреждениях осуществляется на основе программы воспитания детей, нуждающихся в особых условиях воспитания, в группах или индивидуально. Наполняемость группы не должна превышать 12 воспитанников.
27. В период каникул специальное учебно-воспитательное учреждение в установленном порядке может организовывать для воспитанников оздоровление в соответствии с программой воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, Положением о порядке организации оздоровления детей в оздоровительных, спортивно-оздоровительных лагерях, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 июня 2004 г. № 662 «О некоторых вопросах организации оздоровления детей» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 90, 5/14341).
ГЛАВА 5
ПРАВА ВОСПИТАННИКОВ СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, МЕРЫ ПООЩРЕНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ К ВОСПИТАННИКАМ
28. Воспитанники специального учебно-воспитательного учреждения помимо прав, предусмотренных пунктом 4 статьи 289 Кодекса Республики Беларусь об образовании, статьей 8 и частью первой статьи 9 Закона Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», имеют право на:
участие с разрешения руководителя учебно-воспитательного учреждения в олимпиадах, конкурсах, турнирах, фестивалях и других образовательных мероприятиях, общественной деятельности, а также физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых и спортивных мероприятиях;
получение юридической помощи для осуществления и защиты своих прав и свобод;
кратковременный отпуск в случае смерти или тяжелой болезни законных представителей, близких родственников (далее – кратковременный отпуск) в порядке, установленном правилами внутреннего распорядка специального учебно-воспитательного учреждения;
посещение законными представителями, близкими родственниками и иными лицами в порядке, установленном правилами внутреннего распорядка специального учебно-воспитательного учреждения;
получение и отправление телеграмм, почтовых карточек, писем, бандеролей, мелких пакетов, посылок, почтовых денежных переводов, получение передач после их досмотра в присутствии воспитанников в порядке, установленном настоящим Положением.
29. За успехи в обучении, общественно полезном и производительном труде, образцовое поведение, активное участие в общественной жизни для воспитанников в специальном учебно-воспитательном учреждении устанавливаются следующие меры поощрения:
объявление благодарности;
награждение грамотой;
досрочное снятие дисциплинарного взыскания;
сообщение законным представителям о примерном поведении и успехах в учебе и труде;
выезд на каникулы к законным представителям в порядке, установленном правилами внутреннего распорядка специального учебно-воспитательного учреждения;
предоставление права выхода за пределы специального учебно-воспитательного учреждения для участия в культурных, спортивно-оздоровительных, спортивно-массовых и спортивных мероприятиях в сопровождении работников специального учебно-воспитательного учреждения или законных представителей.
30. При грубом либо неоднократном нарушении правил внутреннего распорядка, установленного режима пребывания и (или) устава специального учебно-воспитательного учреждения к воспитанникам могут применяться меры педагогического воздействия, предусмотренные частью шестнадцатой статьи 14 Закона Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», а также иные меры, предусмотренные законодательством Республики Беларусь об образовании.
31. Меры поощрения и меры педагогического воздействия применяются руководителем специального учебно-воспитательного учреждения путем издания соответствующего приказа.
ГЛАВА 51
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОГО ДОСМОТРА ВОСПИТАННИКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В СПЕЦИАЛЬНОМ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ, ДОСМОТРА ИХ ВЕЩЕЙ, ПОЛУЧАЕМЫХ И ОТПРАВЛЯЕМЫХ ТЕЛЕГРАММ, ПОЧТОВЫХ КАРТОЧЕК, ПИСЕМ, БАНДЕРОЛЕЙ, МЕЛКИХ ПАКЕТОВ, ПОСЫЛОК, ПОЧТОВЫХ ДЕНЕЖНЫХ ПЕРЕВОДОВ, ПОЛУЧАЕМЫХ ПЕРЕДАЧ
311. Личный досмотр воспитанника, находящегося в специальном учебно-воспитательном учреждении (далее – личный досмотр воспитанника), досмотр его вещей, получаемых и отправляемых телеграмм, почтовых карточек, писем, бандеролей, мелких пакетов, посылок, почтовых денежных переводов, получаемых им передач проводится работниками специального учебно-воспитательного учреждения в целях выявления и изъятия предметов и веществ, запрещенных к хранению и использованию им в указанном учреждении (далее – предметы и вещества).
312. Воспитанник, находящийся в специальном учебно-воспитательном учреждении, подвергается личному досмотру по окончании свиданий с близкими родственниками и иными гражданами, перед входом на территорию специального учебно-воспитательного учреждения, а также в других случаях по решению руководителя указанного учреждения. Одновременно осуществляется досмотр вещей воспитанника.
313. Личный досмотр воспитанника, досмотр его вещей производится работником специального учебно-воспитательного учреждения одного с ним пола в отсутствие других воспитанников. При личном досмотре воспитанника не допускается присутствие лиц противоположного пола, за исключением медицинских работников.
314. Личный досмотр воспитанника проводится в изолированном помещении, имеющем соответствующий температурный режим (не менее +22 °C), теплое покрытие пола, а также мебель для размещения снимаемой одежды и для удобства досматриваемого воспитанника.
315. Работники специального учебно-воспитательного учреждения при проведении личного досмотра воспитанника, досмотра его вещей проявляют педагогически обоснованную требовательность, учитывают психологическое состояние воспитанника, его личностные и возрастные особенности, соблюдают меры безопасности.
Не разрешается разглашать сведения интимного характера о досматриваемом воспитаннике, выявленные при проведении его личного досмотра и досмотра его вещей.
316. По результатам личного досмотра воспитанника составляется в двух экземплярах протокол личного досмотра воспитанника, находящегося в специальном учебно-воспитательном учреждении (специальном лечебно-воспитательном учреждении), и досмотра его вещей по форме согласно приложению 2 к постановлению, утвердившему настоящее Положение, первый экземпляр которого передается законному представителю воспитанника либо при выпуске из специального учебно-воспитательного учреждения воспитаннику, достигшему совершеннолетия, второй – остается в специальном учебно-воспитательном учреждении.
317. Вскрытие и досмотр содержимого бандеролей, мелких пакетов, посылок производятся работником службы режима специального учебно-воспитательного учреждения в присутствии воспитанника.
318. В случае обнаружения предметов и веществ в бандероли, мелком пакете, посылке, работником службы режима специального учебно-воспитательного учреждения составляется в двух экземплярах акт изъятия запрещенных к использованию в специальном учебно-воспитательном учреждении (специальном лечебно-воспитательном учреждении) вещей и предметов, поступивших в бандероли, мелком пакете, посылке по форме согласно приложению 3 к постановлению, утвердившему настоящее Положение, первый экземпляр которого передается законному представителю воспитанника либо при выпуске из специального учебно-воспитательного учреждения воспитаннику, достигшему совершеннолетия, второй – остается в специальном учебно-воспитательном учреждении.
319. Изъятые при личном досмотре воспитанника, досмотре его вещей, получаемых и отправляемых телеграмм, почтовых карточек, писем, бандеролей, мелких пакетов, посылок, почтовых денежных переводов, получаемых им передач предметы и вещества берутся на хранение и в дальнейшем подлежат передаче законному представителю воспитанника либо при выпуске из специального учебно-воспитательного учреждения воспитаннику, достигшему совершеннолетия, о чем делается отметка в протоколе, указанном в пункте 316 настоящего Положения, или в акте, указанном в пункте 318 настоящего Положения.
3110. Досмотр получаемых и отправляемых воспитанниками, находящимися в специальных учебно-воспитательных учреждениях, телеграмм, почтовых карточек, писем осуществляется уполномоченным приказом руководителя специального учебно-воспитательного учреждения работником указанного учреждения (далее – уполномоченный работник), за исключением воспитателей, работников службы режима, других лиц, на действия которых воспитанник может жаловаться в телеграмме, почтовой карточке, письме.
3111. Уполномоченный работник прочитывает все исходящие и входящие телеграммы, почтовые карточки, письма с целью выявления конфиденциальных сведений, не подлежащих разглашению; сведений, описывающих режим функционирования специального учебно-воспитательного учреждения или разглашающих сведения о его работниках (личные телефоны, место жительства (место пребывания), другая личная информация); конфиденциальной или личной информации, относящейся к иным воспитанникам, которая может нарушить их честь и достоинство; сведений, противоречащих нормам морали, нравственности и действующему законодательству Республики Беларусь.
Письма воспитанников и поступающие на их имя письма, выполненные тайнописью, шифром, с применением жаргона, адресату не направляются и не вручаются, о чем уведомляется воспитанник.
3112. Почтовые денежные переводы получаются в отделении почтовой связи лично воспитанниками, сопровождаемыми работниками специального учебно-воспитательного учреждения, и расходуются по усмотрению воспитанника при предоставлении ему права выхода за пределы специального учебно-воспитательного учреждения для участия в культурных, спортивно-оздоровительных, спортивно-массовых и спортивных мероприятиях в сопровождении работников специального учебно-воспитательного учреждения или законных представителей.
ГЛАВА 6
СТРУКТУРА И УПРАВЛЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫМ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ
32. Специальное учебно-воспитательное учреждение может иметь в своей структуре структурные подразделения, в том числе обособленные структурные подразделения, созданные в соответствии со статьей 23 Кодекса Республики Беларусь об образовании.
33. В специальном учебно-воспитательном учреждении создается служба режима, обеспечивающая специальные условия воспитания воспитанников, предусмотренные пунктом 5 статьи 290 Кодекса Республики Беларусь об образовании.
Работники службы режима специального учебно-воспитательного учреждения осуществляют осмотр территории, жилых и других помещений специального учебно-воспитательного учреждения и находящегося в них имущества по мере необходимости, но не реже чем два раза в течение рабочей смены.
В случае обнаружения предметов и веществ, работники службы режима специального учебно-воспитательного учреждения в течение рабочей смены либо в течение часа после ее завершения должны предоставить руководителю указанного учреждения предметы и вещества, рапорт об их обнаружении с приложением к нему акта изъятия запрещенных к использованию в специальном учебно-воспитательном учреждении (специальном лечебно-воспитательном учреждении) вещей и предметов, обнаруженных при осмотре территории, жилых и других помещений специального учебно-воспитательного учреждения (специального лечебно-воспитательного учреждения) и находящегося в них имущества, по форме согласно приложению 4 к постановлению, утвердившему настоящее Положение.
Руководитель специального учебно-воспитательного учреждения обеспечивает проведение служебного расследования в целях установления принадлежности предметов и веществ, по результатам которого делаются соответствующие отметки в указанном акте.
34. Структурные подразделения действуют в соответствии с положениями о них, утверждаемыми руководителем специального учебно-воспитательного учреждения.
35. Структура и штатное расписание специального учебно-воспитательного учреждения утверждаются его директором в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
36. Непосредственное руководство специальным учебно-воспитательным учреждением осуществляет его директор.
Директор специального учебно-воспитательного учреждения назначается на должность и освобождается от должности учредителем в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
37. Заместители директора, главный бухгалтер назначаются на должность и освобождаются от должности директором специального учебно-воспитательного учреждения по согласованию с учредителем в установленном порядке, если иное не установлено учредителем.
38. Органом самоуправления специального учебно-воспитательного учреждения является совет, возглавляемый его директором.
В специальном учебно-воспитательном учреждении создается педагогический совет и может создаваться попечительский совет в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
39. Директор специального учебно-воспитательного учреждения в соответствии с законодательством Республики Беларусь:
решает вопросы деятельности специального учебно-воспитательного учреждения, за исключением отнесенных законодательством Республики Беларусь и настоящим Положением к компетенции учредителя, и несет ответственность за ее результаты;
назначает на должность и освобождает от должности работников специального учебно-воспитательного учреждения, обеспечивает в установленном порядке их подготовку, переподготовку и повышение квалификации, определяет должностные права и обязанности работников в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
действует от имени и в интересах специального учебно-воспитательного учреждения без доверенности, представляет его интересы в отношениях с государственными органами, юридическими и физическими лицами;
несет ответственность за результаты работы специального учебно-воспитательного учреждения;
в пределах своей компетенции издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников и воспитанников специального учебно-воспитательного учреждения, заключает договоры, выдает доверенности, открывает счета в банках;
утверждает структуру и штатное расписание специального учебно-воспитательного учреждения в пределах средств, выделенных на оплату труда;
организует работу специального учебно-воспитательного учреждения по рассмотрению обращений граждан и юридических лиц, ведению книги замечаний и предложений. При необходимости вносит предложения по таким обращениям на рассмотрение учредителя;
осуществляет личный прием граждан и представителей юридических лиц;
организует образовательный и воспитательный процессы, создает и реализует специальные условия воспитания;
информирует органы внутренних дел по месту нахождения этого учреждения и по месту жительства (месту пребывания) воспитанников о случаях их самовольного ухода из специального учебно-воспитательного учреждения и совместно с органами внутренних дел принимает меры по их обнаружению и возвращению в это специальное учебно-воспитательное учреждение;
направляет в комиссии по делам несовершеннолетних и в органы внутренних дел по месту жительства (месту пребывания) воспитанников извещения о прекращении пребывания воспитанников в специальном учебно-воспитательном учреждении не позднее чем за один месяц до их выпуска, а также характеристики таких воспитанников и свои рекомендации о необходимости проведения с ними индивидуальной профилактической работы и оказания им содействия в трудовом и бытовом устройстве;
организует проведение личного досмотра воспитанников, досмотра их вещей, получаемых и отправляемых воспитанниками телеграмм, почтовых карточек, писем, бандеролей, мелких пакетов, посылок, почтовых денежных переводов, получаемых ими передач, осмотра территории, жилых и других помещений специального учебно-воспитательного учреждения и находящегося в нем имущества, выявление и изъятие предметов и веществ в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
подает заявления в суд о переводе воспитанников из специального учебно-воспитательного учреждения в специальное лечебно-воспитательное учреждение, о досрочном прекращении пребывания воспитанников в этом учреждении до истечения установленного судом срока пребывания в них, о продлении этого срока;
применяет к воспитанникам меры педагогического воздействия;
обеспечивает наличие ограждения территории специального учебно-воспитательного учреждения, препятствующего свободному выходу воспитанников за ее пределы;
обеспечивает охрану здоровья воспитанников специального учебно-воспитательного учреждения и организацию оказания им необходимой медицинской помощи в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
является законным представителем воспитанников в случаях, установленных законодательством Республики Беларусь, и исполняет обязанности опекуна, попечителя в порядке, установленном главой 14 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством, по руководству специальным учебно-воспитательным учреждением, а также по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
40. Права и обязанности работников специального учебно-воспитательного учреждения, условия их труда определяются законодательством Республики Беларусь, уставом специального учебно-воспитательного учреждения, их должностными инструкциями, а также локальными нормативными правовыми актами специального учебно-воспитательного учреждения.
41. Исключен.
ГЛАВА 7
ИМУЩЕСТВО, ФИНАНСИРОВАНИЕ, УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
42. Материально-техническую базу специального учебно-воспитательного учреждения составляют земельные участки, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, иное имущество, необходимое для реализации программы воспитания детей, нуждающихся в особых условиях воспитания, программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, и образовательных программ с соблюдением принципа раздельного содержания, обучения и воспитания лиц разного пола.
43. Имущество специального учебно-воспитательного учреждения находится в республиканской собственности и закрепляется за ним на праве оперативного управления. Специальное учебно-воспитательное учреждение несет ответственность за сохранность и эффективное использование закрепленного за ним имущества.
44. Финансирование специальных учебно-воспитательных учреждений осуществляется за счет средств республиканского бюджета.
Дополнительными источниками финансирования специального учебно-воспитательного учреждения являются средства, получаемые от приносящей доходы деятельности, безвозмездной (спонсорской) помощи юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.
45. Специальное учебно-воспитательное учреждение по согласованию с учредителем планирует свою финансово-хозяйственную деятельность и осуществляет ее в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
46. Специальное учебно-воспитательное учреждение осуществляет оперативный и бухгалтерский учет результатов своей работы, представляет бухгалтерскую отчетность и данные государственной статистической отчетности в порядке и по формам, установленным законодательством Республики Беларусь.
47. Контроль за деятельностью специального учебно-воспитательного учреждения осуществляют учредитель, иные государственные органы и организации в соответствии со своей компетенцией.
| Постановление |
ПОЛОЖЕНИЕ
о специальном лечебно-воспитательном учреждении
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящее Положение определяет порядок деятельности специального лечебно-воспитательного учреждения.
2. Специальное лечебно-воспитательное учреждение – учреждение образования, которое реализует программу воспитания детей, нуждающихся в особых условиях воспитания, образовательные программы общего среднего образования, образовательную программу профессионально-технического образования, обеспечивающую получение квалификации рабочего (служащего), образовательную программу профессионально-технического образования, обеспечивающую получение квалификации рабочего (служащего) и общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих), программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, создается с соблюдением принципа раздельного содержания, обучения и воспитания лиц разного пола и осуществляет комплексную реабилитацию воспитанников, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством Республики Беларусь (далее – комплексная реабилитация воспитанников).
3. Специальные лечебно-воспитательные учреждения могут быть следующих видов:
специальные лечебно-воспитательные школы закрытого типа;
специальные лечебно-воспитательные профессионально-технические училища закрытого типа.
4. Специальное лечебно-воспитательное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь об образовании, Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 64, 2/949), Положением об учреждении общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20 декабря 2011 г. № 283 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 42, 8/25102), Положением об учреждении профессионально-технического образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 5 августа 2011 г. № 216 «О некоторых вопросах профессионально-технического образования» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 109, 8/24193), постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 12 ноября 2012 г. № 175, иными актами законодательства Республики Беларусь, настоящим Положением и уставом специального лечебно-воспитательного учреждения.
5. Устав специального лечебно-воспитательного учреждения утверждается его учредителем в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
6. Специальное лечебно-воспитательное учреждение имеет право осуществлять международное сотрудничество в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
7. Специальное лечебно-воспитательное учреждение создается и реорганизуется по решению Министерства образования Республики Беларусь, областного (Минского городского) исполнительного комитета, а ликвидируется по решению Министерства образования Республики Беларусь, областного (Минского городского) исполнительного комитета, суда.
8. Специальное лечебно-воспитательное учреждение обеспечивает охрану здоровья воспитанников в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Медицинская помощь воспитанникам специального лечебно-воспитательного учреждения оказывается в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
9. Численность воспитанников в специальном лечебно-воспитательном учреждении устанавливается с учетом требований санитарных норм, правил и гигиенических нормативов.
ГЛАВА 2
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СПЕЦИАЛЬНОГО ЛЕЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
10. Целями деятельности специального лечебно-воспитательного учреждения являются:
предупреждение правонарушений или иных антиобщественных действий, совершаемых несовершеннолетними;
обеспечение права воспитанников на получение образования в соответствии с реализуемыми образовательными программами;
медицинская и социальная реабилитация воспитанников, нуждающихся в особых условиях воспитания;
защита прав и законных интересов воспитанников.
11. Основными задачами специального лечебно-воспитательного учреждения являются:
комплексная реабилитация воспитанников;
реализация программы воспитания детей, нуждающихся в особых условиях воспитания;
обеспечение условий для получения общего среднего образования и получения квалификации рабочего (служащего);
формирование у воспитанников гражданской культуры, трудолюбия, ответственности, самостоятельности, творческой активности, стремления к самосовершенствованию;
удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, нравственно-эстетическом развитии;
обеспечение социальной защиты воспитанников.
ГЛАВА 3
УСЛОВИЯ ПОМЕЩЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СПЕЦИАЛЬНОЕ ЛЕЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ И УСЛОВИЯ ПРЕБЫВАНИЯ В НЕМ
12. Направление несовершеннолетнего в специальное лечебно-воспитательное учреждение осуществляется судом на условиях и в порядке, установленных Законом Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
13. В специальную лечебно-воспитательную школу закрытого типа в соответствии с пунктом 18 статьи 284 Кодекса Республики Беларусь об образовании помещаются несовершеннолетние в возрасте от одиннадцати до пятнадцати лет.
В специальное лечебно-воспитательное профессионально-техническое училище закрытого типа в соответствии с пунктом 19 статьи 284 Кодекса Республики Беларусь об образовании помещаются несовершеннолетние в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет. Для воспитанников в возрасте от одиннадцати до пятнадцати лет в специальном лечебно-воспитательном профессионально-техническом училище закрытого типа создаются отделения.
14. При приеме несовершеннолетнего в специальное лечебно-воспитательное учреждение представляются следующие документы:
вступивший в законную силу приговор суда с применением принудительных мер воспитательного характера в виде помещения несовершеннолетнего в специальное лечебно-воспитательное учреждение либо вступившее в законную силу решение суда о помещении несовершеннолетнего в специальное лечебно-воспитательное учреждение;
документ, удостоверяющий личность, или свидетельство о рождении – для несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста и не имеющих документов, удостоверяющих личность;
заключение государственной организации здравоохранения о состоянии здоровья несовершеннолетнего и возможности его помещения в специальное лечебно-воспитательное учреждение;
медицинская справка о состоянии здоровья с информацией об отсутствии контакта с инфекционными больными;
копия заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации для лиц с особенностями психофизического развития;
копия решения комиссии по делам несовершеннолетних о проведении комплексной реабилитации воспитанников;
первичная индивидуальная реабилитационная программа и результаты ее реализации;
письменное согласие в соответствии с законодательством Республики Беларусь одного из родителей, усыновителей, опекунов, попечителей (далее – законные представители несовершеннолетнего) на проведение профилактических прививок;
документ об образовании и (или) документ об обучении;
характеристика с места учебы (работы) несовершеннолетнего;
4 фотографии 3 х 4 см;
справка о месте жительства и составе семьи;
акт обследования семейно-бытовых условий жизни несовершеннолетнего;
справки органов внутренних дел, содержащие сведения о правонарушениях, ранее совершенных несовершеннолетними, и принятых в связи с этим мерах воздействия;
путевка Министерства образования Республики Беларусь для направления несовершеннолетнего в специальное лечебно-воспитательное учреждение, созданное по решению Министерства образования Республики Беларусь;
путевка областного (Минского городского) исполнительного комитета для направления несовершеннолетнего в специальное лечебно-воспитательное учреждение, созданное по решению областного (Минского городского) исполнительного комитета.
Для приема в специальное лечебно-воспитательное учреждение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства по месту жительства несовершеннолетнего дополнительно представляются следующие документы:
копии документов, подтверждающих приобретение статуса детей-сирот и статуса детей, оставшихся без попечения родителей, либо предоставление статуса детей, оставшихся без попечения родителей, на период временного отсутствия попечения родителей (родителя), в соответствии с пунктом 2 статьи 4 и пунктом 2 статьи 5 Закона Республики Беларусь от 21 декабря 2005 года «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 2, 2/1170);
информация о наличии и местонахождении братьев и сестер;
опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность;
копия решения районного (городского) исполнительного комитета, администрации района о закреплении за несовершеннолетним жилого помещения;
иные документы, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.
При передаче на воспитание в специальное лечебно-воспитательное учреждение ребенка-инвалида или ребенка, родители которого умерли (признаны в судебном порядке умершими, безвестно отсутствующими), одновременно передается пенсионное удостоверение. Если пенсия по инвалидности либо по случаю потери кормильца не была назначена, то передаются имеющиеся документы, подтверждающие право на пенсию (документы о стаже работы и размере заработной платы родителей, заключение медико-реабилитационной экспертной комиссии об установлении ребенку инвалидности и другие).
15. Специальное лечебно-воспитательное учреждение в пятидневный срок со дня поступления несовершеннолетнего извещает о его прибытии:
орган внутренних дел, комиссию по делам несовершеннолетних местного исполнительного и распорядительного органа по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетнего;
суд, вынесший приговор с применением принудительных мер воспитательного характера в виде помещения несовершеннолетнего в специальное лечебно-воспитательное учреждение либо решение о помещении несовершеннолетнего в специальное лечебно-воспитательное учреждение;
законных представителей воспитанника с указанием адреса специального лечебно-воспитательного учреждения, разъяснением правил получения и отправления воспитанниками телеграмм, почтовых карточек, писем, бандеролей, мелких пакетов посылок, почтовых денежных переводов, получения передач, проведения свиданий;
учреждение образования, в котором обучался несовершеннолетний;
орган по труду, занятости и социальной защите по месту получения пенсии (при необходимости).
16. Специальное лечебно-воспитательное учреждение не позднее чем за один месяц до выпуска воспитанника направляет по месту его жительства (месту пребывания):
в комиссию по делам несовершеннолетних и в орган внутренних дел извещение о прекращении пребывания воспитанника в этом учреждении, а также характеристику такого воспитанника и свои рекомендации о необходимости проведения с ним индивидуальной профилактической работы и оказания ему содействия в трудовом и бытовом устройстве;
в комиссию по делам несовершеннолетних и социально-педагогический центр либо детское интернатное учреждение копию основной индивидуальной реабилитационной программы и результаты ее реализации.
При выпуске детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, извещение о прекращении пребывания воспитанника в этом учреждении направляется также в адрес органа опеки и попечительства по месту приобретения воспитанниками статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
17. Воспитанники специального лечебно-воспитательного учреждения, прекратившие пребывание в нем (далее – выпускники), достигшие на дату выпуска совершеннолетия, направляются к месту постоянного проживания самостоятельно.
Выпускники, не достигшие на дату выпуска совершеннолетия, направляются к месту постоянного проживания в сопровождении законных представителей.
Выпускники из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигшие на дату выпуска совершеннолетия, направляются к месту дальнейшего проживания в сопровождении представителей соответствующих органов опеки и попечительства либо представителей учреждения образования, в котором несовершеннолетний будет обучаться в дальнейшем.
18. В специальном лечебно-воспитательном учреждении ведется поименная книга, в которой указываются:
регистрационный номер воспитанника по поименной книге;
фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), число, месяц, год рождения воспитанника;
домашний адрес (место жительства до поступления в специальное лечебно-воспитательное учреждение);
дата зачисления в специальное лечебно-воспитательное учреждение;
срок, установленный судом для нахождения в специальном лечебно-воспитательном учреждении;
дата и номер приказа специального лечебно-воспитательного учреждения о выпуске (прекращении пребывания) воспитанника;
наименование специальности, квалификации (профессии рабочего, должности служащего);
вид, серия, номер, дата выдачи документа об образовании, документа об обучении;
наименование и адрес учреждения образования, адрес законных представителей, куда убыл воспитанник;
иные сведения.
ГЛАВА 4
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СПЕЦИАЛЬНОМ ЛЕЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
19. Образовательный процесс в специальных лечебно-воспитательных учреждениях организуется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к организации образовательного процесса при реализации соответствующих образовательных программ, и с учетом особенностей, предусмотренных Кодексом Республики Беларусь об образовании, настоящим Положением, и направлен на исправление и социальную реабилитацию воспитанников.
20. Образовательный процесс в специальных лечебно-воспитательных учреждениях организуется с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, специальных условий воспитания и включает в себя производительный труд.
21. Специальные лечебно-воспитательные учреждения, которые реализуют программу воспитания детей, нуждающихся в особых условиях воспитания, программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, обеспечивают комплексную реабилитацию воспитанников, реализуют следующие образовательные программы:
21.1. в специальной лечебно-воспитательной школе закрытого типа в соответствии с пунктом 18 статьи 284 Кодекса Республики Беларусь об образовании:
образовательные программы общего среднего образования;
образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования;
образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью;
образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи;
21.2. в специальном лечебно-воспитательном профессионально-техническом училище закрытого типа в соответствии с пунктом 19 статьи 284 Кодекса Республики Беларусь об образовании:
образовательные программы общего среднего образования;
образовательную программу профессионально-технического образования, обеспечивающую получение квалификации рабочего (служащего);
образовательную программу профессионально-технического образования, обеспечивающую получение квалификации рабочего (служащего) и общего среднего образования;
образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования;
образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью;
образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи;
образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих).
22. В специальном лечебно-воспитательном учреждении в необходимых случаях организовывается обучение воспитанников по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемого содержания образовательной программы.
23. Наполняемость классов (учебных групп) в специальных лечебно-воспитательных учреждениях не должна превышать 14 учащихся. Классы (учебные группы) формируются с учетом уровня основного образования воспитанников, открываются и закрываются на протяжении учебного года.
24. При реализации образовательных программ общего среднего образования деление классов на группы при изучении отдельных учебных предметов осуществляется в соответствии с Положением об учреждении общего среднего образования.
25. При освоении образовательной программы профессионально-технического образования, обеспечивающей получение квалификации рабочего (служащего), образовательной программы профессионально-технического образования, обеспечивающей получение квалификации рабочего (служащего) и общего среднего образования, либо образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) деление учебной группы на подгруппы при проведении лабораторных, практических, лабораторно-практических занятий (работ), производственного обучения, учебных занятий по отдельным учебным предметам профессионального компонента осуществляется в соответствии с Положением об учреждении профессионально-технического образования.
26. Воспитательный процесс в специальных лечебно-воспитательных учреждениях осуществляется на основе программы воспитания детей, нуждающихся в особых условиях воспитания, в группах или индивидуально. Наполняемость группы не должна превышать 12 воспитанников.
27. В период каникул специальное лечебно-воспитательное учреждение в установленном порядке может организовывать для воспитанников оздоровление в соответствии с программой воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, Положением о порядке организации оздоровления детей в оздоровительных, спортивно-оздоровительных лагерях, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 июня 2004 г. № 662 «О некоторых вопросах организации оздоровления детей» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 90, 5/14341).
ГЛАВА 5
ПРАВА ВОСПИТАННИКОВ СПЕЦИАЛЬНОГО ЛЕЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, МЕРЫ ПООЩРЕНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ К ВОСПИТАННИКАМ
28. Воспитанники специального лечебно-воспитательного учреждения помимо прав, предусмотренных пунктом 4 статьи 289 Кодекса Республики Беларусь об образовании, статьей 8 и частью первой статьи 9 Закона Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», имеют право на:
участие с разрешения руководителя лечебно-воспитательного учреждения в олимпиадах, конкурсах, турнирах, фестивалях и других образовательных мероприятиях, общественной деятельности, а также физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых и спортивных мероприятиях;
получение юридической помощи для осуществления и защиты своих прав и свобод;
кратковременный отпуск в случае смерти или тяжелой болезни законных представителей, близких родственников (далее – кратковременный отпуск) в порядке, установленном правилами внутреннего распорядка специального лечебно-воспитательного учреждения;
посещение законными представителями, близкими родственниками и иными лицами в порядке, установленном правилами внутреннего распорядка специального лечебно-воспитательного учреждения;
получение и отправление телеграмм, почтовых карточек, писем, бандеролей, мелких пакетов, посылок, почтовых денежных переводов, получение передач после их досмотра в присутствии воспитанников в порядке, установленном настоящим Положением.
29. За успехи в обучении, общественно полезном и производительном труде, образцовое поведение, активное участие в общественной жизни для воспитанников в специальном лечебно-воспитательном учреждении устанавливаются следующие меры поощрения:
объявление благодарности;
награждение грамотой;
досрочное снятие дисциплинарного взыскания;
сообщение законным представителям о примерном поведении и успехах в учебе и труде;
выезд на каникулы к законным представителям в порядке, установленном правилами внутреннего распорядка специального лечебно-воспитательного учреждения;
предоставление права выхода за пределы специального лечебно-воспитательного учреждения для участия в культурных, спортивно-оздоровительных, спортивно-массовых и спортивных мероприятиях в сопровождении работников специального лечебно-воспитательного учреждения или законных представителей.
30. При грубом либо неоднократном нарушении правил внутреннего распорядка, установленного режима пребывания и (или) устава специального лечебно-воспитательного учреждения к воспитанникам могут применяться меры педагогического воздействия, предусмотренные частью шестнадцатой статьи 14 Закона Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», а также иные меры, предусмотренные законодательством Республики Беларусь об образовании.
31. Меры поощрения и меры педагогического воздействия применяются руководителем специального лечебно-воспитательного учреждения путем издания соответствующего приказа.
ГЛАВА 51
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОГО ДОСМОТРА ВОСПИТАННИКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В СПЕЦИАЛЬНОМ ЛЕЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ, ДОСМОТРА ИХ ВЕЩЕЙ, ПОЛУЧАЕМЫХ И ОТПРАВЛЯЕМЫХ ТЕЛЕГРАММ, ПОЧТОВЫХ КАРТОЧЕК, ПИСЕМ, БАНДЕРОЛЕЙ, МЕЛКИХ ПАКЕТОВ, ПОСЫЛОК, ПОЧТОВЫХ ДЕНЕЖНЫХ ПЕРЕВОДОВ, ПОЛУЧАЕМЫХ ПЕРЕДАЧ
311. Личный досмотр воспитанника, находящегося в специальном лечебно-воспитательном учреждении (далее – личный досмотр воспитанника), досмотр его вещей, получаемых и отправляемых телеграмм, почтовых карточек, писем, бандеролей, мелких пакетов, посылок, почтовых денежных переводов, получаемых передач проводится работниками специального лечебно-воспитательного учреждения в целях выявления и изъятия предметов и веществ, запрещенных к хранению и использованию им в указанном учреждении (далее – предметы и вещества).
312. Воспитанник, находящийся в специальном лечебно-воспитательном учреждении, подвергается личному досмотру по окончании свиданий с близкими родственниками и иными гражданами, перед входом на территорию специального лечебно-воспитательного учреждения, а также в других случаях по решению руководителя указанного учреждения. Одновременно осуществляется досмотр вещей воспитанника.
313. Личный досмотр воспитанника, досмотр его вещей производится работником специального лечебно-воспитательного учреждения одного с ним пола в отсутствие других воспитанников. При личном досмотре воспитанника не допускается присутствие лиц противоположного пола, за исключением медицинских работников.
314. Личный досмотр воспитанника проводится в изолированном помещении, имеющем соответствующий температурный режим (не менее +22 °C), теплое покрытие пола, а также мебель для размещения снимаемой одежды и для удобства досматриваемого воспитанника.
315. Работники специального лечебно-воспитательного учреждения при проведении личного досмотра воспитанника, досмотра его вещей проявляют педагогически обоснованную требовательность, учитывают психологическое состояние воспитанника, его личностные и возрастные особенности, соблюдают меры безопасности.
Не разрешается разглашать сведения интимного характера о досматриваемом воспитаннике, выявленные при проведении его личного досмотра и досмотра его вещей.
316. По результатам личного досмотра воспитанника составляется в двух экземплярах протокол личного досмотра воспитанника, находящегося в специальном учебно-воспитательном учреждении (специальном лечебно-воспитательном учреждении), и досмотра его вещей по форме согласно приложению 2 к постановлению, утвердившему настоящее Положение, первый экземпляр которого передается законному представителю воспитанника либо при выпуске из специального лечебно-воспитательного учреждения воспитаннику, достигшему совершеннолетия, второй – остается в специальном лечебно-воспитательном учреждении.
317. Вскрытие и досмотр содержимого бандеролей, мелких пакетов, посылок производятся работником службы режима специального лечебно-воспитательного учреждения в присутствии воспитанника.
318. В случае обнаружения предметов и веществ в бандероли, мелком пакете, посылке, работником службы режима специального лечебно-воспитательного учреждения составляется в двух экземплярах акт изъятия запрещенных к использованию в специальном учебно-воспитательном учреждении (специальном лечебно-воспитательном учреждении) вещей и предметов, поступивших в бандероли, мелком пакете, посылке, по форме согласно приложению 3 к постановлению, утвердившему настоящее Положение, первый экземпляр которого передается законному представителю воспитанника либо при выпуске из специального лечебно-воспитательного учреждения воспитаннику, достигшему совершеннолетия, второй – остается в специальном лечебно-воспитательном учреждении.
319. Изъятые при личном досмотре воспитанника, досмотре его вещей, получаемых и отправляемых телеграмм, почтовых карточек, писем, бандеролей, мелких пакетов, посылок, почтовых денежных переводов, получаемых им передач предметы и вещества берутся на хранение и в дальнейшем подлежат передаче законному представителю воспитанника либо при выпуске из специального лечебно-воспитательного учреждения воспитаннику, достигшему совершеннолетия, о чем делается отметка в протоколе, указанном в пункте 316 настоящего Положения, или в акте, указанном в пункте 318 настоящего Положения.
3110. Досмотр получаемых и отправляемых воспитанниками, находящимися в специальных лечебно-воспитательных учреждениях, телеграмм, почтовых карточек, писем осуществляется уполномоченным приказом руководителя специального лечебно-воспитательного учреждения работником указанного учреждения (далее – уполномоченный работник), за исключением воспитателей, работников службы режима, других лиц, на действия которых воспитанник может жаловаться в телеграмме, почтовой карточке, письме.
3111. Уполномоченный работник прочитывает все исходящие и входящие телеграммы, почтовые карточки, письма с целью выявления конфиденциальных сведений, не подлежащих разглашению; сведений, описывающих режим функционирования специального учебно-воспитательного учреждения или разглашающих сведения о его работниках (личные телефоны, место жительства (место пребывания), другая личная информация); конфиденциальной или личной информации, относящейся к иным воспитанникам, которая может нарушить их честь и достоинство; сведений, противоречащих нормам морали, нравственности и действующему законодательству Республики Беларусь.
Письма воспитанников и поступающие на их имя письма, выполненные тайнописью, шифром, с применением жаргона, адресату не направляются и не вручаются, о чем уведомляется воспитанник.
3112. Почтовые денежные переводы получаются в отделении почтовой связи лично воспитанниками, сопровождаемыми работниками специального лечебно-воспитательного учреждения, и расходуются по усмотрению воспитанника при предоставлении ему права выхода за пределы специального лечебно-воспитательного учреждения для участия в культурных, спортивно-оздоровительных, спортивно-массовых и спортивных мероприятиях в сопровождении работников специального лечебно-воспитательного учреждения или законных представителей.
ГЛАВА 6
СТРУКТУРА И УПРАВЛЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫМ ЛЕЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ
32. Специальное лечебно-воспитательное учреждение может иметь в своей структуре структурные подразделения, в том числе обособленные структурные подразделения, созданные в соответствии со статьей 23 Кодекса Республики Беларусь об образовании.
33. В специальном лечебно-воспитательном учреждении создается служба режима, обеспечивающая специальные условия воспитания воспитанников, предусмотренные пунктом 5 статьи 290 Кодекса Республики Беларусь об образовании.
Работники службы режима специального лечебно-воспитательного учреждения осуществляют осмотр территории, жилых и других помещений специального лечебно-воспитательного учреждения и находящегося в них имущества по мере необходимости, но не реже чем два раза в течение рабочей смены.
В случае обнаружения предметов и веществ, работники службы режима специального лечебно-воспитательного учреждения в течение рабочей смены либо в течение часа после ее завершения должны предоставить руководителю указанного учреждения предметы и вещества, рапорт об их обнаружении с приложением к нему акта изъятия запрещенных к использованию в специальном учебно-воспитательном учреждении (специальном лечебно-воспитательном учреждении) вещей и предметов, обнаруженных при осмотре территории, жилых и других помещений специального учебно-воспитательного учреждения (специального лечебно-воспитательного учреждения) и находящегося в них имущества, по форме согласно приложению 4 к постановлению, утвердившему настоящее Положение.
Руководитель специального лечебно-воспитательного учреждения обеспечивает проведение служебного расследования в целях установления принадлежности предметов и веществ, по результатам которого делаются соответствующие отметки в указанном акте.
34. Структурные подразделения действуют в соответствии с положениями о них, утверждаемыми руководителем специального лечебно-воспитательного учреждения.
35. Структура и штатное расписание специального лечебно-воспитательного учреждения утверждаются его директором в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
36. Непосредственное руководство специальным лечебно-воспитательным учреждением осуществляет его директор.
Директор специального лечебно-воспитательного учреждения назначается на должность и освобождается от должности учредителем в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
37. Заместители директора, главный бухгалтер назначаются на должность и освобождаются от должности директором специального лечебно-воспитательного учреждения по согласованию с учредителем в установленном порядке, если иное не установлено учредителем.
38. Органом самоуправления специального лечебно-воспитательного учреждения является совет, возглавляемый его директором.
В специальном лечебно-воспитательном учреждении создается педагогический совет и может создаваться попечительский совет в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
39. Директор специального лечебно-воспитательного учреждения в соответствии с законодательством Республики Беларусь:
решает вопросы деятельности специального лечебно-воспитательного учреждения, за исключением отнесенных законодательством Республики Беларусь и настоящим Положением к компетенции учредителя, и несет ответственность за ее результаты;
назначает на должность и освобождает от должности работников специального лечебно-воспитательного учреждения, обеспечивает в установленном порядке их подготовку, переподготовку и повышение квалификации, определяет должностные права и обязанности работников в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
действует от имени и в интересах специального лечебно-воспитательного учреждения без доверенности, представляет его интересы в отношениях с государственными органами, юридическими и физическими лицами;
несет ответственность за результаты работы специального лечебно-воспитательного учреждения;
в пределах своей компетенции издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников и воспитанников специального лечебно-воспитательного учреждения, заключает договоры, выдает доверенности, открывает счета в банках;
утверждает структуру и штатное расписание специального лечебно-воспитательного учреждения в пределах средств, выделенных на оплату труда;
организует работу специального лечебно-воспитательного учреждения по рассмотрению обращений граждан и юридических лиц, ведению книги замечаний и предложений. При необходимости вносит предложения по таким обращениям на рассмотрение учредителя;
осуществляет личный прием граждан и представителей юридических лиц;
организует образовательный и воспитательный процессы, создает и реализует специальные условия воспитания;
информирует органы внутренних дел по месту нахождения этого учреждения и по месту жительства (месту пребывания) воспитанников о случаях их самовольного ухода из специального лечебно-воспитательного учреждения и совместно с органами внутренних дел принимает меры по их обнаружению и возвращению в это специальное лечебно-воспитательное учреждение;
направляет в комиссии по делам несовершеннолетних и в органы внутренних дел по месту жительства (месту пребывания) воспитанников извещения о прекращении пребывания воспитанников в специальном лечебно-воспитательном учреждении не позднее чем за один месяц до их выпуска, а также характеристики таких воспитанников и свои рекомендации о необходимости проведения с ними индивидуальной профилактической работы и оказания им содействия в трудовом и бытовом устройстве;
организует проведение личного досмотра воспитанников, досмотра их вещей, получаемых и отправляемых воспитанниками телеграмм, почтовых карточек, писем, бандеролей, мелких пакетов, посылок, почтовых денежных переводов, получаемых ими передач, осмотра территории, жилых и других помещений специального учебно-воспитательного учреждения и находящегося в нем имущества, выявление и изъятие предметов и веществ в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
подает заявления в суд о досрочном прекращении пребывания воспитанников в этом учреждении до истечения установленного судом срока пребывания в них, о продлении этого срока;
применяет к воспитанникам меры педагогического воздействия;
обеспечивает наличие ограждения территории специального лечебно-воспитательного учреждения, препятствующего свободному выходу воспитанников за ее пределы;
организует комплексную реабилитацию воспитанников;
обеспечивает охрану здоровья воспитанников специального лечебно-воспитательного учреждения и организацию оказания им необходимой медицинской помощи в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
является законным представителем воспитанников в случаях, установленных законодательством Республики Беларусь, и исполняет обязанности опекуна, попечителя в порядке, установленном главой 14 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Беларусь, по руководству специальным лечебно-воспитательным учреждением, а также по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
40. Права и обязанности работников специального лечебно-воспитательного учреждения, условия их труда определяются законодательством Республики Беларусь, уставом специального лечебно-воспитательного учреждения, их должностными инструкциями, а также локальными нормативными правовыми актами специального лечебно-воспитательного учреждения.
41. Исключен.
ГЛАВА 7
ИМУЩЕСТВО, ФИНАНСИРОВАНИЕ, УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ СПЕЦИАЛЬНОГО ЛЕЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
42. Материально-техническую базу специального лечебно-воспитательного учреждения составляют земельные участки, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, иное имущество, необходимое для реализации программы воспитания детей, нуждающихся в особых условиях воспитания, программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, и образовательных программ с соблюдением принципа раздельного содержания, обучения и воспитания лиц разного пола.
43. Имущество специального лечебно-воспитательного учреждения находится в республиканской или коммунальной собственности и закрепляется за ним на праве оперативного управления. Специальное лечебно-воспитательное учреждение несет ответственность за сохранность и эффективное использование закрепленного за ним имущества.
44. Финансирование специальных лечебно-воспитательных учреждений осуществляется за счет средств республиканского или местного бюджета.
Дополнительными источниками финансирования специального лечебно-воспитательного учреждения являются средства, получаемые от приносящей доходы деятельности, безвозмездной (спонсорской) помощи юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.
45. Специальное лечебно-воспитательное учреждение по согласованию с учредителем планирует свою финансово-хозяйственную деятельность и осуществляет ее в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
46. Специальное лечебно-воспитательное учреждение осуществляет оперативный и бухгалтерский учет результатов своей работы, представляет бухгалтерскую отчетность и данные государственной статистической отчетности в порядке и по формам, установленным законодательством Республики Беларусь.
47. Контроль за деятельностью специального лечебно-воспитательного учреждения осуществляют учредитель, иные государственные органы и организации в соответствии со своей компетенцией.
|